Статьи о творчестве
Арона Зинштейна

Арон ЗИНШТЕЙН "...и звон трамваев, и людской водоворот..."

При знакомстве с произведениями петербургского художника Арона Зинштейна возникает впечатление, что ему не составляет никакого труда их создание. И только видя его множественные разработки и вариативные проработки тем, создаваемых в различное время и в разных материалах, понимаешь, что все его динамичные живописные импрессии – результат мастерства высочайшего класса.

Техника гуаши не часто встречается у художников, а увидеть целую выставку гуаши, случай просто редкий. Наряду с цветовой яркостью и выразительностью приемов, гуашь, как никакой другой материал труден в исполнении. Точность мазка должна быть просто виртуозна, а смешение цвета требует особых навыков, так как «густая» цветовая масса при смешивании легко может превратиться просто в «грязный» цвет.

В произведениях Арона Зинштейна вызывает восхищение сочная полифония красок. В ней проявлены и динамика, доходящая до экспрессии, и выразительность, на грани гротеска. Однако гротеск и гротесковость не становятся в его работах самоцелью и не являются удачно найденным приемом, они – способ восприятия художника, они часть его авторского стиля. Мастерство техники как нельзя более точно соответствует всему образному строю произведений.

Движения пространства, людей, архитектурных объектов колдовски зашифрованы движением мазков, самой цветовой массы. Она кажется «живой», самодвижущейся и самоперемешивающейся, живущей по своим законам, не поддающимся обычной понятной логике. Логика произведений Арона Зинштейна фантасмагорична по своей природе, несмотря на то, что нет никакого сомнения, что все его «герои» из жизни. Сочностью цвета он отмечает эмоциональную яркость переживания, выразительностью мазка передает сам процесс жизни.

Абсолютно самодостаточная живописность в работах художника, тем не менее, становится необходимым элементом его индивидуального языка. Главное, что присутствует почти во всех произведениях Арона Зинштейна – это ясно ощутимый ПРОЦЕСС САМОЙ ЖИЗНИ. Его «герои» ждут, идут, гуляют, стоят, смотрят, спят, исполняют, рисуют, играют…, то есть постоянно действуют. Их действия имеют незаконченную природу, они находятся в процессе этой жизни. Даже архитектура у него танцует, подмигивает, изгибается своими портиками, колоннами и объемами…

Скульптура в произведениях всеми способами обозначает свою живую природу и готова пуститься в свои неведомые путешествия. Вместе с тем, неотъемлемым качеством, объединяющим всех его «героев» становится своеобразный взгляд и авторская интонация, среди основных свойств которой можно обнаружить добрую иронию.

Исследователи в работах А. Зинштейна отмечают и сходство с взглядом, свойственным детским рисункам, и традиции ленинградского экспрессионизма 30-х годов, и обэриутские интонации… Все эти качества, вне прямых заимствований, органично «вписываются» в авторский стиль мудрого и тонкого живописца-мыслителя. Его персонажи, лишенные подробной проработки деталей и часто даже лиц, тем не менее, на редкость узнаваемо-выразительны. Яркие изобразительно-живописные приемы усиливают образность каждого: в отсутствии лиц проявляется сочная типажность, казалось бы, лишенная индивидуальности. Индивидуальная колоритность героев акцентируется манерой одеваться, держать себя, двигаться, сидеть или стоять.

«Подвижное «человеческое вещество» проявляющееся в произведениях Арона Зинштейна справедливо отмечает петербургский искусствовед Ирина Карасик. Особенно замечательно, что это «подвижное «человеческое вещество» густо замешано фантастически подвижной живописной массой. Самые разные цветовые и цветные, во множестве оттенков, пятна накладываются друг на друга, ложатся рядом или смешиваются между собой, сохраняя свою фактурность и выразительность.

Гуашь в работах А. Зинштейна ведет себя почти также деятельно и своеобычно, как и его персонажи. Можно сказать, что сам материал становится еще одним из действующих героев мастера. По большому счету, выставка петербуржца Арона Зинштейна, показанная в галерее «Марис – Арт» новый качественный подарок для любителей и знатоков искусства, еще одно удивительное для Перми открытие в ряду бесконечного многообразия современного искусства.

Ольга Клименская, искусствовед
статья с сайта http://www.artmaris.ru/