Статьи о творчестве
Арона Зинштейна

Зинштейнографика

В последние два-три года работы питерского художника Арона Зинштейна совершили едва ли не кругосветное путешествие. В нескольких городах России, Франции, Германии, США состоялся показ его графики под названием «Санкт-Петербург Арона Зинштейна ». И лишь в Сахалинском областном художественном музее выставке-путешественнице рискнули предпослать свое оригинальное название – «Впечатления». И, по-моему, сделали абсолютно верно, потому что пейзажи и портреты одного из наиболее ярких российских экспрессионистов настолько переполнены эмоциями, что, казалось бы, с детства знакомые лики города на Неве действительно предстают не иначе как впечатляющими миражами. Они узнаваемые и неожиданные одновременно, они буквально вибрируют своим авангардным настроением. Гуашевые работы питерского мастера, написанные крупным мазком, порой настолько импульсивны, что, кажется, рождены под аккомпанемент активно стучащего сердца. Впрочем, уверен, что так оно и есть. Окунувшись в неповторимую (в которую нельзя не влюбиться) атмосферу города, Арон Зинштейн полной грудью вдыхает воздух Петербурга. А «выдыхает» свои неповторимые сюжеты, которые можно назвать яркого творческого темперамента... зинштейнографикой.

Основная тема «Впечатлений» – город и человек, в нем живущий. Над ней мастер работает давно. И очень успешно. Как заметила владивостокский искусствовед Алена Даценко, это полный динамики мир, пропущенный сквозь призму чувств художника. Мир, насыщенный поэтичными и экспрессивно-динамическими образами... Всего на Сахалин приехало 40 работ, а уедет на четыре меньше, они приобретены нашим музеем или подарены автором. И каждая из них, будь то гуашевый рисунок или цветная линогравюра, акватинтовый офорт или сюжет, выполненный сухой иглой, иллюстрирует редкое для седовласого автора умение по-детски удивляться и радоваться миру каждый день, каждый час, а может быть, минуту и секунду.

А еще чем полны работы Арона Зинштейна , так это непередаваемой иронией и по-еврейски тонким, элегантным юмором. Причем юморит художник не только над своими героями, но и над самим собой. В этом ему очень помогает порывистая легкость рисунка, в котором форма решается на мягких живописных сочетаниях черного и белого, статики и динамики. На первых порах раздражающая неуклюжесть, совмещаемая с тонким психологизмом, помогает питерскому художнику создавать более чем неординарные портреты. Они весьма характерны и в то же время... случайны. И, что любопытно, подавляющему большинству этих портретных лиц (хотя как таковых-то их и нет) и фигур в буквальном смысле слова не хватает пространства бумажного листа. И это, наверное, символично. То, что выходит из мастерской Арона Зинштейна , вообще очень трудно загнать в какие бы то ни было рамки. Но именно такое «неоткадрированное» творчество графика (хотя сегодня он больше увлечен живописью) с его безграничным пространством действительности, своеобразием художественного мышления и видения помогает постигать нашу жизнь на рубеже XX и XXI веков. И открывать огромный мир сильных чувств, которые с течением сегодняшнего времени, увы, все больше и больше притупляются.

Представленное сегодня в областном художественном музее, как и любое другое творчество, не бесспорно. Что-то из работ Арона Зинштейна принимается на ура, а что-то – в штыки. Но вы ведь помните: истина рождается в споре. А потому приходите, смотрите, слушайте (прежде всего себя) и спорьте (это можно с успехом делать и заочно), тем более что в малом зале музея, где представлены данные работы, всегда есть кто-нибудь такой же пытливый. И это не удивительно, выставки подобных мастеров современного российского изобразительного искусства на острове не часты. А вот о чем на выставке не хочется спорить, так это о цветных линогравюрах Арона Зинштейна . Созданные в основном в конце 1980-х, они не просто философичны, они буквально несут с собой голоса предков (а вот здесь вы уже их послушайте). В работах «Образы земной материи», «Агарь», «Рождение» и других график словно усмиряет характерную ему экспрессию и «выдает на-гора» порой крайне сдержанные и гармоничные размышления о вечности. Помогает же ему в этом очень тонкое от природы чувство материала, равно как и возможностей этого материала, что является признаком высокого мастерства. А шанс знакомства с творчеством большого мастера упускать нельзя. Повторюсь, не так часто у нас на Сахалине такой шанс выпадает.

А. ДВОРКИН.
21.07.2006 Статья с сайта www.sovsakh.ru